Моя стройка

Советы по ремонту, строительству и дизайну интерьеров

Красивые легенды об иван-да-марье и фотографии этих цветов. Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

21.01.2020 в 09:19

Красивые легенды об иван-да-марье и фотографии этих цветов. Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Красивые легенды об иван-да-марье и фотографии этих цветов. Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний

Некоторые любители растений хотели бы завести в своем цветнике этот красивый цветок. Сразу стоит сказать, что марьянник является дикой травой. Но существуют другие виды комнатных цветов, которые домохозяйки называют Иван-да-Марья. Можно отметить, что они во многом отличаются от марьянника. Среди таких домашних растений может быть бегония клубневая. Также Иван-да-Марьей называют кампанулу. Но у нее есть и другое имя -«Жених и невеста». Цветок Иван-да-Марья комнатный (фото показано выше) отличается от настоящего еще и тем, что он многолетний и размножается не только семенами, но и черенками.

Часто название иван-да-марья используется по отношению к нескольким разным видам растений. Зачастую так называют и шалфей луговой, и фиалку трёхцветную, и живучку женевскую, и барвинок, но более известное растение – марьянник дубравный. Его другие названия – иванец, двуцветник или брат с сестрой.

Это растение относится к семейству заразиховых и считается однолетним. Цветок иван-да-марья – медоносное и декоративное растение, но в то же время и ядовитое. Несмотря на это, оно широко применяется в народной медицине.

Соцветье – верхушечное, кисть — колосовидная с редким цветом. Прицветники сердцевидно-яйцевидные, супротивные, заострённые с зубчиками, вдоль жилок и у основания слегка опушённые. У нижней части соцветия прицветники зелёного цвета, у основания средней части – фиолетово-синего, у верхнего – фиолетового окраса.

Красивые легенды об иван-да-марье и фотографии этих цветов. Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетнийЧашечка, как правило, трубчатая с заострёнными зубчатками. Цветки у растения неправильной формы, цветоножки небольшие, обращены в одну сторону и опушённые. Венчик жёлтый, двугубый, с нижней губой и красноватой трубочкой. Цветёт с мая по сентябрь. Предпочитает произрастать в дубравах, на опушках и полях, в болотистых лугах и среди кустарников.

Трава иван-да-марья обширно распространена на европейской территории. Главные места произрастания – лесная и лесостепная зона в европейской части России. Но также растение можно повстречать на Кавказе и в Сибири, Украине. Лучшие условия для роста растения – торфяные и сырые луга, меловые склоны и лиственные леса.

Род марьянник насчитывает 35 видов. Для России наиболее характерным видом является иван-да-марья (марьянник дубравный), марьянник луговой, полевой и разрезной.

Иван да Марья рассказ. Сказка Иван да Марья

Десятая неделя после пасхи — купальские дни.

Солнце самый пуп земли печет, и зацветает дивная Полынь-трава. В озера, на самое зеленое дно, под коряги подводные, под водоросли глядит огненное солнце.

Негде упрятаться русалкам-мавкам, и в тихие вечера, в лунные ночи уходят они из вод озерных и хоронятся в деревьях, и зовут их тогда древяницами.

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.

Озеро тихое, а слава о нем дурная: водяной шалит.

Встанет над озером месяц, начнут булькать да ухать в камышиных заводях, захлюпают по воде словно вальками, и выкатит из камышей на дубовой коряге водяной, на голове колпак, тиной обмотан. Увидишь, прячься — под воду утянет.

Строго брат Иван наказывал сестре Марье:

— Отлучусь я, так ты после сумерек из хаты — ни ногой, песни не пой над озерной водой, сиди смирно, тихо, как мыши сидят…

— Слушаю, братец! — говорит Марья.

Ушел Иван в лес. Скучно стало Марье одной за станком сидеть; облокотилась она и запела:

Где ты, месяц золотой? —

Ходит месяц над водой,-

В глыбко озеро взглянул,

В темных водах утонул…

Вдруг стукнуло в ставню.

— Кто тут?

— Выдь к нам, выдь к нам,- говорят за ставней тонкие голоса.

Выбежала Марья и ахнула.

От озера до хаты — хороводы русалочьи.

Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют.

Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! — обступили ее мавки, венок надели…

— К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица. — Взяли Марью за руки и закружились.

Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая голова в колпаке.

— Здравствуй, Марья,- захрипел водяной,- давно я тебя поджидал…- И потянулся к ней лапами…

Поздним утром пришел Иван. Туда, сюда,- нет сестрицы. И видит — на берегу башмаки ее лежат и поясок.

Сел Иван и заплакал.

А дни идут, солнце ближе к земле надвигается.

Настала купальская неделя.

«Уйду,- думает Иван,- к чужим людям век доживать, вот только лапти новые справлю».

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел к чужим людям.

Шел, шел, видит — стоит голая липка, с которой он лыки драл.

«Ишь ты, назад завернул»,- подумал Иван и пошел в другую сторону.

Кружил по лесу и опять видит голую липку.

— Наважденье,- испугался Иван, побежал рысью. А лапти сами на старое место загибают…

Рассердился Иван, замахнулся топором и хочет липку рубить. И говорит она человеческим голосом:

— Не руби меня, милый братец…

У Ивана и топор вывалился.

— Сестрица, ты ли?

— Я, братец; царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду… Когда ты с меня лыки драл, наговаривала я, чтобы не уходил отсюда далеко.

— А нельзя тебе от водяного уйти?

— Можно, найти нужно Полынь-траву на зыбком месте и мне в лицо бросить.

И только сказала, подхватили сами лапти, понесли Ивана по лесу.

Почему растение называется Иван да Марья. Иван-да-Марья – мистический цветок

Сияет Марья в жёлтом сарафане,

Она - невеста, а Иван - жених,

Он в сине-фиолетовом кафтане,

И дан им стебель общий на двоих.

Всегда вдвоём в союзе неразлучном

Среди лугов встречаются они -

Иван-да-Марья - в том названье звучном

Знак верной неизмеренной любви!

 

Александр Соловьев

 

Иван да Марья – народное имя, которым называют несколько совершенно разных растений. Иногда так зовут фиалку трехцветную , иногда  - шалфей луговой , так в некоторых областях принято называть барвинок и живучку женевскую, но наиболее часто под этим именем знают марьянник дубравный .

 

Красивые легенды об иван-да-марье и фотографии этих цветов. Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний 02

Марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum)

 

Это растение привлекает к себе взгляд неожиданным видом своих цветов, кажется, что Иван-да-Марья цветет одновременно и желтыми, и синими цветами. Такой цветовой контраст делает это растение необыкновенно эффектным и ярким. На самом деле цветки у этого растения желтого цвета, а над ними, этаким необычным зонтиком, расположены ярко синие листочки, которые прикрывают собой сами цветки.

 

Народных названий у этого растения очень много: луговой звонец, желтушка, иванова трава, липняк, иванец, брат с сестрой, медунка, сорочьи стружки, золотушная трава.

 

С этим растением связано много народных преданий, большей частью посвященных запретной любви. Один из самых распространенных сюжетов народного фольклора повествует о том,  как родные брат и сестра, Иван и Марья, не зная о своем кровном родстве, вступили в брак, а когда узнали, что они родные по крови, ужаснулись случившемуся, но не смогли расстаться друг с другом, за что и были превращены богами в прекрасный цветок, ставший символом верности.

 

Славяне с давних времен наделяли цветы Иван-да-Марьи сильными магическими свойствами. Считалось, что сорванные в ночь на Ивана Купалу, они способны стать надежным оберегом дома от любых злых сил и чар, а также хранителем супружеского счастья.

 

Красивые легенды об иван-да-марье и фотографии этих цветов. Иван-да-Марья: цветок комнатный, многолетний 03

Марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum)

 

Само сочетание желтого и синего цветов у славян являлось олицетворением купальских символов двух противоположных стихий - огня и воды. Именно поэтому Иван-да-Марья - один из четырех цветков - атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Славянские народы верили, что цветок Иван-да-Марьи помогает установить союз человека с богами, ведь в нем навсегда нашли свой союз две непримиримости - огонь и вода - земное и небесное.

 

Народные сказания утверждают, что эта травка способствует достижению человеком гармонии между стихиями инь и янь, даруя вечное счастье.

 

А еще на Руси существовал обычай попариться в баньке веником из Иван-да-Марьи в Купальскую ночь, чтобы обрести здоровье, красоту и благополучие.

 

Ботаническое название Иван-да-Марьи - марьянник дубравный ( Melampyrum nemorosum ). Это  однолетнее полупаразитное травянистое растение высотой 15-50 см. Корень тонкий, слабый, растение легко выдергивается из земли. Все растение покрыто короткими беловатыми волосками. Стебель прямой, ветвистый. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, длиннозаостренные, цельнокрайние. Цветки, слегка поникающие, на коротких цветоножках, обращены в одну сторону, находятся по одному в пазухах верхних листьев, образуя рыхлую одностороннюю кисть. Цветок имеет ярко-желтый венчик и прицветный лист фиолетового, синего или малинового цвета. Чашечка цветка трубчато-колокольчатая, с четырьмя зубцами, два из которых более длинные. Плод - яйцевидная, заостренная коробочка. Семена трехгранные, бурые, удлиненные.

 

Зацветает Иван-да-Марья в конце весны и цветет почти все лето до самой осени. Семена марьянника дубравного прорастают осенью, в сентябре – октябре у них образуется длинный ветвящийся корешок. Зимуют они под опадом, прямо на поверхности почвы. Дальнейшее их развитие происходит весной, после таяния снега.

 

Марьянник дубравный приспособился к распространению своих семян весьма оригинальным способом. В качестве добровольных распространителей семян выступают муравьи. Дело в том, что семена этого растения напоминают зерна пшеницы и имеют «мешочки» с ароматными маслами. А эти масла очень нравятся муравьям, которые и перетаскивают семена. Поэтому так часто густые заросли Иван-да-Марьи появляются вдоль оживленных лесных муравьиных троп.

 

Это растение - полупаразит. На его корнях имеются присоски, с помощью которых оно прикрепляется к корням других растений и таким образом питается их соком. Иван-да-Марья может паразитировать на ивах, орешнике, ольхе, ели, а также пастушьей сумке, медунице, сныти, существенно подавляя развитие растений-хозяев. Правда, после преждевременной гибели ослабленных растений-хозяев, погибает и их паразит.

Иван да Марья домашний цветок. Цветок Иван да Марья бегония комнатная, как выглядит, посадка и уход

Мужским и женским именами в народе названы растения, которые цветут разноцветной или различной по форме парой соцветий. Одним из таких представителей является бегония, насчитывающая большое количество видов и гибридных сортов. Большой популярностью пользуется бегония клубневая. Привлекательность ей создает внешний вид и. Сегодня представляется цветок Иван да Марья – бегония комнатная: как выглядит, посадка и уход.

растет в виде кустика, с красивыми зелеными листьями и красными цветами. На одном растении два вида, которые всегда появляются парой — махровые похожие на розочку и обычные из четырех, пяти лепестков. При правильном уходе цветет практически постоянно, поэтому способна украсить любой интерьер.

Иван да Марья домашний цветок. Цветок Иван да Марья бегония комнатная, как выглядит, посадка и уход

Посадка и уход, правила выращивания

Известно, что любаяпредпочитает легкие, рыхлые, органически обогащенные почвенные составы. Лучше всего подойдет состав из парниковой земли, навоза, торфа, взятых равными долями. Добавляется немного песка речного с целью улучшения дренажа.Бегонии необходимо хорошее освещение. По этой причине емкости с цветами размещают на окнах, выходящих на восток или запад.

В вегетационный период растению создают температуру умеренную, от восемнадцати до двадцати градусов тепла. Зимой ее несколько понижают – до пятнадцати. Содержание влажности в воздухе значения не имеет. Разрешается выполнять дополнительное опрыскивание сортам, отличающимся гладкостью листвы. Но здесь есть особенность – вода не должна попасть на соцветия.

Полив мягкой водой проводится регулярно, почва пересыхать не должна. Летом его интенсивность составляет два раза в неделю. В жаркий период процедура проводится ежедневно. Следите, чтобы не застаивалась влага. С середины осени количество поливов немного сокращается.

Иван да Марья домашний цветок. Цветок Иван да Марья бегония комнатная, как выглядит, посадка и уход

С наступлением весны дозировка вносимой влаги постепенно увеличивается, чтобы в мае достигнуть необходимого показателя. Переувлажнение почвы грозит гниением корневой системы и молодых побегов, развитием росы мучнистой, способной погубить растение.

Подкармливают лишь ту бегонию, которая растет в старом почвенном составе. Процедуры проводятся еженедельно с мая по октябрь, чтобы лучше развивалась листва растения. Применяют для этого специальные препараты, предназначенные для цветущих растений.

Пересадка и особенности размножения бегонии

Рекомендуемый период для пересаживания – начало весны. Выполняют ее при необходимости, когда корневая система заполняет всю цветочную емкость. Чаще к подобным мерам прибегать не стоит – бегония не порадует своим цветением. Хрупкость корневой системы требует большой осторожности при пересаживании растения. На дне горшка обязательно устраивается дренажный слой.

Иван да Марья домашний цветок. Цветок Иван да Марья бегония комнатная, как выглядит, посадка и уход

Размножение растения выполняется черенками стеблей или листьев. Клубневые сорта способны размножаться и делением клубеньков. Для черенкования весной подготовленные побеги помещают в почву и дают возможность образовать корешки, периодически увлажняя землю. Способ не совсем удобен, так как ростки часто загнивают или формируют корни медленно. Можно поместить и в воду добавить таблетку активированного угля или средство.

определяют наиболее развитые листки, обрезают их, помещают во влажный субстрат (песка – 3, торфа – 1 часть) и ставят в притененное место.

Защита растения от болезней и вредителей

Бегония поражается мучнистой росой ложной.

Иван да Марья домашний цветок. Цветок Иван да Марья бегония комнатная, как выглядит, посадка и уход

Переизбыток влаги становится причиной образования. Чтобы своевременно обнаружить неприятную проблему, рекомендуем наблюдать за внешним видом сердцевины кустика и его нижних листьев, на которых чаще всего проявляются гниль или роса.Пораженные листья немедленно удаляются, количество поливов резко сокращается. Эти меры позволят предотвратить размножение грибковых вредителей.Бегонию чаще всего атакуют тля и. Бороться с ними необходимо методом опрыскивания, для чего используются специальные препараты.

Бегония считается чудесным растением. При правильном уходе она, балкон или лоджию. Особого внимания к себе не требует.

Иван да Марья славянская мифология. Когда и как появились на Руси Иваны да Марьи? О христианских именах

Среди множества песен о России — «старых песен о главном» — была когда-то такая, в которой говорилось: «Меня здесь русским именем когда-то нарекли…»

«Красу твою не старили ни годы, ни беда, — продолжала певица, обращаясь к Родине. — Иванами да Марьями гордилась ты всегда…» Кто же сомневается в том, что Иван и Марья — наши, родные, исконно русские имена! Но так было не всегда.

Первые иноязычные (не славянские) имена были принесены на Русь варягами-скандинавами. Три варяжских имени со временем вошли в число самых популярных: Игорь, Олег, Ольга. В Киевской Руси варяжские имена были исключительно княжескими, простой народ их не понимал и не использовал.

Но вот, спустя примерно 100 лет после появления на Руси варягов, в 988 году, киевский князь Владимир Святославич крестился в Константинополе. Этому событию предшествовала война. Русское войско вторглось в Крым, где были греческие колонии, и осадило город Корсунь (Херсонес). Владимир согласился снять осаду при условии, что ему отдадут в жёны сестру византийского императора, принцессу Анну. Он заключил мир с императором, женился и принял крещение, получив христианское имя Василий.

После торжественного возвращения князя в Киев произошло крещение киевлян, а затем и людей «во всей земле». Вместе с Владимиром и его дружиной приехали многочисленные византийские миссионеры, чтобы «крестить Русь». Осеняя крестом «рабов божьих», христианские священники объявляли, что воды крещения смывают «скверну языческой веры» и прежние языческие имена.

Вместо своих привычных славянских имён — Любим, Ждан, Храбр, Несмеяна, Прекраса — русские люди получали чуждые, непонятно звучащие имена, которые на первых порах и запомнить-то было не просто: И-о-анн… Фе-о-дор… Ки-рилл… Ев-до-ки-я… Вар-ва-ра… Новорождённых детей велено было называть в честь христианских святых. Но святые-то были иностранцами!

Никто на Руси в те времена не понимал смысла и значения христианских имён. Да что там — гораздо позднее, в конце XVI века, в 1596 году, составитель учёной книги под названием «Алфавит» сетовал: «Нам, словеном, неудобь ведомы (непонятны) нынешние свои имена, еже что толкуется (то есть „как надо понимать слово“) Андрей, что Василий или Данила…» Он правильно объяснял, в чем тут дело: «Аще бо (если) святый — римлянин, то и в святцах имя ему по римски записано; аще же евреянин, то по еврейски…»

Писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).

Надо было быть полиглотом — знатоком многих языков, — чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке — «суд божий», а Акулина по-латыни — «орлица».

Конечно, простые русские люди не хотели называться сами и называть детей «неудобь-ведомыми» прозваниями. Они, наряду с христианскими, сохранили и свои старые имена: Добрыня, Дружина, Купава. Князья-рюриковичи тоже не спешили расставаться со славянскими именами: Владимир Святославич, став «во святом крещении» Василием, в обычной жизни так и остался Владимиром, его младшие сыновья, рождённые от жены-гречанки и получившие христианские имена Роман и Давид, остались в истории Борисом и Глебом. Всеволод Большое Гнездо звался в крещении Дмитрием, а Владимира Мономаха церковь числит Феодором.

Сосуществование христианских и языческих именно длилось несколько столетий, и лишь кXVII—XVIII вв.екам христианские имена одержали победу. Окончательную ли? Покажет время.

Легенда о растении. Морфологические термины

С древних времен человек выращивали цветы не только, чтобы радовать свой глаз, но и для различных нужд: их использовали в медицине, в охране от сглаза, для украшения алтарей и жертвоприношений. Так и появились мифы о растениях с необычной формой цветка, листьев или ярким ароматом. Люди пытались с помощью растений объяснить смену времен года, единство жизни и смерти на земле.

Обычно в мифологии растения являлись творением богов плодородия, которым поклонялись люди.

В Древней Греции почитали Деметру – богиню плодородия и земледелия, и Диониса – бога плодоносящих сил земли, покровителя виноделов,

В Древнем Риме почитали прекрасную Флору – богиню цветов, расцвета, весны и плодородия.

В Древнем Египте поклонялись богу Нефертуму.

На Востоке древние мудрецы говорили так: «Если всю жизнь хочешь быть счастливым, разводи цветы».

Даже в Японской мифологии можно найти сведения о том, что цветы – это символы человеческих качеств (честность, мужество, молодость, дружба) и времен года. Хризантему, сакуру, бамбук и орхидею воспевали японские поэты.

В Древнем Китае излюбленным цветков считался пион. Боги покровительствовали разведению этого цветка, ведь он символизировал мужское начало, любовь, счастье и богатство.

Цветам так же приписывались волшебные свойства. Множество мифов сложено о цветах и лекарственных растениях. Например, в Древнем Китае сложилась легенда о женьшене .

Даже наши предки – древние славяне , слагали легенды о растениях. Самой известной считается легенда о папоротнике и дне Ивана Купалы. По вырастающей на несколько секунд разрыв-траве древние славяне пытались отыскать клады и богатства.

На этом легенды и мифы о цветах не заканчиваются. Здесь только начинается их история .